титульный лист Мир дизайна
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа «Мир дизайна» вводит ребенка в удивительный мир творчества. С помощью такого вида художественного творчества, как конструирование из бумаги, дает возможность поверить в себя, в свои способности.
Программа предусматривает развитие у обучающихся изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности. Это вооружает детей, будущих взрослый граждан, способностью не только чувствовать гармонию, но и создавать ее в любой иной, чем художественное творчество, жизненной ситуации, в любой сфере деятельности, распространяя ее и на отношения с людьми, с окружающим миром.
Бумага, как материал для детского творчества, ни с чем несравнима (легкость обработки, минимум инструментов). Способность бумаги сохранять придаваемую ей форму, известный запас прочности позволяет делать не только забавные поделки, но и вполне нужные для повседневного обихода предметы (закладки, упаковки для подарков, подставки под карандаши, пеналы, подвесные украшения, объемные игрушки и т.д.).
Любая работа с бумагой — складывание, вырезание, плетение, сгибание — не только увлекательна, но и познавательна. Бумага дает возможность ребенку проявить свою индивидуальность, воплотить замысел, ощутить радость творчества.
Занятия бумажной пластикой предполагают наличие суммы сведений из различных областей искусства. Здесь имеется в виду умение читать простейшие схемы и чертежи, что необходимо для выполнения выкроек различной сложности; способность чувствовать пространственную среду; владеть основными способами изображения на листе и иметь хотя бы начальные практические навыки в конструировании. Но недостающие навыки, в свою очередь, могут быть приобретены в результате конструкторской деятельности. Этому способствуют упражнения в создании несложных композиций и отдельных изделий. В любом случае, конструирование предполагает аналитический характер деятельности, формирует способность нестандартного мышления, использование минимума средств при максимальной выразительности приобщает к целостному видению как конкретной формы, создаваемой художником, так и проблемы в целом. Помимо перечисленного занятия конструированием в технике бумажной пластики вырабатывают такие качества как усидчивость, трудолюбие, умение анализировать, самостоятельно мыслить, все это особенно важно для формирования личности молодых людей.
Дети постигают поистине универсальный характер бумаги, открывая ее поразительные качества, знакомятся с самыми простыми поделками из бумаги и с приготовлениями более сложных, трудоемких и, вместе с тем, интересных изделий. Кроме того, дети приобретают навыки конструкторской, учебно-исследовательской работы, опыт работы в коллективе, умение выслушивать и воспринимать чужую точку зрения.
Основные идеи программы
Воспитание и обучение в творческом объединении осуществляется «естественным путем», в процессе творческой работы.
Участие преподавателя в создании поделок и композиций осуществляется «сквозь» ребенка, т.е. ученик получает от педагога ту информацию, те примеры, которые необходимы ему для осуществления собственного замысла и собственных, соответствующих возрасту, представлений о мире.
Одно из условий освоения программы — стиль общения педагога с детьми на основе личностно-ориентированной модели.
Программа предполагает соединение игры, труда и обучения в единое целое, что обеспечивает единое решение познавательных, практических и игровых задач (при ведущем значении последних). Занятия проводятся в игровой форме, в их основе лежат творческая деятельность, т.е. создание оригинальных творческих работ.
Все поделки функциональны: ими можно играть, их можно использовать в быту, их можно подарить друзьям и родным, украсить любое помещение.
С первых же занятий дети начинают понимать, что понятие «мусор» для художника не существует. Любой предмет, любая случайная находка могут быть преображены им и стать художественным произведением. Особое внимание уделяется созданию в детском коллективе доброжелательной творческой обстановке, что способствует выявлению индивидуальности каждого.
Цель программы — создание условий для самореализации ребенка в творчестве, воплощения в художественной работе собственных неповторимых черт, своей индивидуальности.
Задачи программы
Обучающие:
- закреплять и расширять знания, полученные на уроках трудового обучения, изобразительного искусства, математики, природоведения, литературы и т.д., и способствовать их систематизации;
- знакомить с основами знаний в области композиции, формообразования, цветоведения и декоративно-прикладного искусства;
- продолжать формировать образное, пространственное мышление и умение выразить свою мысль с помощью эскиза, рисунка, объемных форм;
- совершенствовать умения и формировать навыки работы нужными инструментами и приспособлениями при обработке бумаги и других материалов;
- приобретение навыков учебно-исследовательской работы.
Воспитательные:
- осуществлять трудовое, политехническое и эстетическое воспитание школьников;
- воспитывать в детях любовь к родной стране, ее природе и людям;
- добиться максимальной самостоятельности детского творчества;
Развивающие:
- пробуждать любознательность в области народного, декоративно-прикладного искусства, технической эстетики, архитектуры;
- развивать смекалку, изобретательность и устойчивый интерес к творчеству художника, дизайнера;
- формирование творческих способностей, духовную культуру и эмоциональное отношение к действительности;
- развивать умение ориентироваться в проблемных ситуациях;
- развивать способность к синтезу и анализу, гибкость и мобильность в поисках решений и генерирования идей.
Структура программы представлена тремя этапами, соответствующими логике освоения художественно-творческой деятельности и совпадающими с годами обучения. Каждый этап предусматривает занятия по основным видам декоративно-прикладного искусства, связанным с использованием бумаги: аппликация, оригами, конструирование и моделирование из бумаги и картона, лепка из бумаги, бумагокручение, бумагопластика.
Программа составлена по принципу последовательного усложнения техники выполнения моделей, как в целом по курсу, от раздела к разделу, так и внутри каждого раздела от первых до последних моделей. Поэтому программа может быть предложена для детей разных возрастов — от 1-го класса до 9-го. Она развивается “по спирали”, т.е. основные положения программы, последовательность разделов и их содержание остаются для детей всех возрастных групп одинаковыми, изменяется степень сложности выполнения задания. Так, если, например, для первоклассника задание про кубик оканчивается составлением выкройки кубика и формированием самой модели, то это же самое задание для семиклассника предполагает выполнение этой же модели в разных техниках, с плоскими, рельефными или ажурными гранями. А старшие ребята тему кубика развивают уже в пространстве — построение пространственных решёток и т.д.
Таким образом, по этой программе можно заниматься из года в год, преемственно и последовательно расширяя и углубляя свои знания и умения.
Если младшие обучающиеся только осваиваются с карандашом, линейкой и ножницами, то старшие ребята уже применяют элементы черчения и геометрии.
Если малыши работают по готовым выкройкам-развёрткам, то старшие ребята сами составляют выкройки-развёртки и сами создают объемные модели.
1 этап (1 год обучения) — знакомство с материалом, правилами работы; организация рабочего места; освоение отдельных простейших трудовых процессов (сгибание листа, разметка контура по шаблону, по линейке, работа с ножницами), знакомство с простейшими технологическими картами.
2 этап (2 год обучения) — повторение и закрепление полученных ранее знаний, введение элементов самостоятельной деятельности как во время практических работ по изготовлению того или иного изделия, так и при анализе трудового задания. Его планирования, организации, контроля трудовой деятельности, т.е. на занятии создаются условия, позволяющие детям (под руководством учителя) самостоятельно творчески искать пути решения поставленной перед ними задачи; усложнение при работе со схемами, технологическими картами.
3 этап (3 год обучения) — повышение требований к самостоятельному применению знаний, полученных ранее; доведение до уровня привычки правила никогда не приступать к резанию, сгибанию, прокалыванию и другим операциям, без предварительного выполнения разметки материала; самостоятельное создание и выполнение творческих заданий, проектов.
Образовательная программа имеет следующие особенности:
- теоретический материал тесно связан с практическим его применением и преподаётся с опорой на житейский опыт учащихся;
- в течение всего курса осуществляется интегрированная связь с черчением, геометрией, изобразительной деятельностью, математикой;
- в модуле «Оригами» берется за основу понятие «базовые формы», раскрываются теоретические, практические знания на каждый год обучения, прилагаются перечень тем с использованием базовых форм. Знакомство с основными базовыми формами (б/ф) оригами осуществляется в три этапа:
1 этап (1 год обучения) – простейшие базовые формы;
2 этап (2 год обучения) – базовые формы «средней сложности»;
3 этап (3 год обучения) – сложные «базовые формы».
- при проведении учебных занятий активно используются технологии дифференцированного, игрового обучения. Широкое использование таблиц поэтапного изготовления изделия, карточек с индивидуальными, творческими заданиями даёт возможность неуспевающему вместе с основной группой ребят ученику подобрать индивидуальный темп выполнения работы или, наоборот, экономить время. Использование игровых заданий, ребусов, головоломок повышает мотивацию детей к занятиям, развивает познавательную активность.
- предусмотрено знакомство с нетрадиционным способом выполнения в технике лепка из бумаги и подробное его изучение. Включены занятия-эксперименты, где в роли помощника или руководителя выступают сами ребята. Экспериментаторская работа, заключающаяся в поиске различных технологий изготовления заданного изделия (3 год обучения) как во время занятий, так и вне занятий (домашнее задание).
Для воспитания и развития навыков творческой работы обучающихся
программой предусмотрены следующие основные методы:
- объяснительно-иллюстративные (демонстрация поделок, иллюстрации, работа по таблицам);
- репродуктивных (работа по образцам);
- частично-поисковых (выполнение вариативных заданий);
- творческие (творческие задания, эскизы, проекты);
- исследовательские (исследование свойств бумаги, картона, красок, а так же других материалов для работы в объёме).
В учебно-воспитательный процесс включены также нетрадиционные формы проведения занятий:
а) экскурсии в краеведческий музей и на природу (поход в тундру);
б) урок-игра «Город мастеров» и т.д.;
в) урок-сказка;
г) чаепитие;
д) открытые уроки «День открытых дверей»;
е) соревнования;
ж) урок-эксперимент и т.д.
Для реализации образовательной программы «Мир дизайна» необходимо дидактическое обеспечение:
а) наглядные пособия, образцы изделий; изготовленные обучающимися;
б) Слайды, видео-аудио пособия;
в) Иллюстрации изделий мастеров;
г) Схемы изготовления изделий, технологические карты;
д) Индивидуальные карточки.
Характеристика ожидаемых результатов
1 год обучения
В результате обучения в творческом объединении в течение полного учебного года по программе 1-го года обучения предполагается, что обучающиеся получают следующие основные знания и умения:
- познакомятся со свойствами и возможностями бумаги как материала для художественного творчества;
- познакомятся с основами знаний в области композиции, формообразования, цветоведения;
- овладеют основными приемами работы с бумагой: складывание, сгибание, вырезание, гофрирование, склеивание;
- научатся последовательно вести работу (замысел, эскиз, выбор материала и способов изготовления, готовое изделие);
- научатся работать нужными инструментами и приспособлениями;
- познакомятся с основными видами работ из бумаги (вырезки, плетения, оригами, аппликация, объемное конструирование);
- научатся сознательно использовать знания и умения, полученных на занятиях для воплощения собственного замысла в бумажных объемах и плоскостных композициях.
Кроме того, обучающиеся получат дополнительные сведения о месте и роли декоративно-прикладного искусства в жизни человека, о некоторых народных промыслах, об истории их возникновения и развития.
В результате обучения в кружке в течение полного учебного года по программе 2-го года обучения предполагается, что обучающиеся получают следующие основные знания и умения:
- расширят знания в области композиции, формообразования, цветоведения;
- продолжат знакомиться с народным декоративно-прикладным искусством;
- научатся самостоятельно решать вопросы конструирования и изготовления бумажных (выбор материалов, способов обработки, умения планировать, осуществлять самоконтроль);
- научатся в доступной форме подчеркивать красоту материалов, форм, конструкций при создании авторских проектов;
- научатся вести поисковую работу по подбору книг, репродукций, рассказов о декоративно прикладном искусстве.
В результате обучения в кружке в течение полного учебного года по программе 3-го года обучения предполагается, что обучающиеся получают следующие основные знания и умения:
- расширят свои знания в области композиции, цветоведения, формообразования;
- овладеют основными техническими приемами макетирования;
- изучат приемы пластической проработки поверхности и ее трансформации в объемные элементы;
- познакомятся с основными понятиями композиционного построения объекта — композиционным моделированием;
- научатся моделировать различные геометрические тела;
- научатся делать макеты с использованием качественно различных элементов, объединенных в одной композиции, передавая в объемно-пространственных формах и цвете настроение, ощущения, создавая художественный образ пространства определенного назначения;
- освоят основные приемы учебно-исследовательской деятельности в рамках разработки творческих проектов.
Основные отличия образовательной программы «Бумажная пластика» от аналогичных или смежных по профилю деятельности программ:
- комплексный подход к содержанию, объединение нескольких видов декоративно-прикладного искусства (аппликация, оригами, лепка из бумаги, конструирование…) по главному признаку — «бумага»;
- опережающее знакомство с первоначальными знаниями по черчению, геометрии, математике;
- включение в содержание элементов национально-регионального компонента;
- использование технологий дифференцированного обучения;
Технологическое обеспечение программы
Прохождение программы предполагает овладение учащимися комплексом знаний, умений и навыков, обеспечивающих в целом ее практическую реализацию.
Программа предполагает работу с детьми в форме занятий, совместной работе детей с педагогом, а так же их самостоятельной творческой деятельности. Место педагога в деятельности по обучению детей, работе с бумагой, меняется по мере развития интереса и овладения детьми навыками конструирования. Основная задача на всех этапах освоения программы — содействовать развитию инициативы, выдумки и творчества детей в атмосфере эстетических переживаний и увлеченности, совместного творчества взрослого и ребенка.
Программа предусматривает преподавание материала по «восходящей спирали», то есть периодическое возращение к определенным темам на более высоком и сложном уровне.
Все задания соответствуют по сложности детям определенного возраста. Это гарантирует успех каждого ребенка и, как следствие, воспитывает уверенность в себе.
Образные представления у младших школьников значительно опережают их практические умения. Поэтому предполагаются игры-упражнения, упражнения по цветоведению, задания, обогащающие словарный запас детей. Информативный материал, небольшой по объему, интересный по содержанию, дается как перед конструированием различных изделий, так и во время работы. Готовые поделки обыгрываются, используются для создания сложных композиций на темы литературных произведений, для сюжетно-образной игры.
Выполнение творческих заданий на темы сказок служат развитию воображения и фантазии у ребят, позволяют не только выявлять индивидуальные творческие возможности, но и решать нравственно-этические задачи в образной форме. В старших классах проводится углубляющая работа на всех этапах выполнения задания, уделяется больше разбору и анализу работ, созданных учащимися. При выполнении задания перед учащимися ставится задача определить назначения своего изделия.
Подобная установка дисциплинирует обучающихся, дает хороший осознанный подход к решению и чисто пластических задач объемной формы. С первых же занятий дети приучаются работать по плану: 1) эскиз, 2) воплощение в материале, 3) выявление формы с помощью декоративных фактур. Программа ориентирует обучающихся на творчество, самостоятельность в поисках композиционных решений в выборе способов приготовления поделок. Используя полученные знания, ребята уже на первом году обучения создают свои конструкции, не пользуясь выкройками и шаблонами. Готовые выкройки лишают творческого начала того, кто ими пользуется, оставляя за ним право лишь на механическое исполнительство.
Коллективные работы незаменимы для объединения коллектива, разработки творческих проектов, приобретения коммуникативных навыков, для естественного детского обмена опытом в атмосфере дружбы и доверия, открытости, развития толерантности.
Программа предусматривает посещение выставок в районе, округе и городе, участие в конкурсах и выставках. Это является стимулирующим элементом, необходимым в процессе обучения.
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
№ п\п | Наименование | Количество (шт.) |
1 | Ножницы | 15 |
2 | Карандаш простой | 15 |
3 | Клей – карандаш | 15 |
4 | Клей ПВА | 15 |
5 | Ванночки для мусора | 15 |
6 | Цветная бумага | 15 наборов |
7 | Цветной картон | 15 наборов |
8 | Газеты | 20 |
9 | Туалетная бумага (салфетки) | 10 рулонов |
10 | Обойный клей «Момент» | 1 пачка |
11 | Тетради | 5 |
12 | Линейка | 15 |
13 | Проволока | 10 метров |
14 | Нитки | 15 катушек |
15 | Баночки, бутылки, коробки и др., | В ассортименте |
16 | Пенопласт, поролон | По 1 листу |
17 | Лак мебельный | 1 банка |
18 | Клеенка | 15 |
19 | Тазики (емкости) | 5 |
20 | Гуашь и краски | 15 |
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
на 2021-2022 уч. год.
№ | Наименование и содержание темы | 1-ый год обучения | |||
количество часов | Кол-во занятий | ||||
теор. | практ. | всего | |||
1 | Вводное занятие | 1 | 2 | 3 | 3 |
2 | Из истории бумаги. Виды и свойства бумаги | 1 | 3 | 4 | 4 |
3 | Основные приемы работы с бумагой | 2 | 2 | 4 | 4 |
4 | Окраска и декоративная обработка бумаги. Цветоведение | 2 | 4 | 6 | 6 |
5 | Плоскостные композиции из бумаги | ||||
а) аппликация | 3 | 14 | 17 | 17 | |
б) художественное вырезание | 2 | 4 | 6 | 6 | |
в) мозаика из бумаги | 3 | 5 | 8 | 8 | |
6 | Оригами | 2 | 4 | 6 | 6 |
7 | Бумагопластика или объемное конструирование | ||||
а) поделки из полоски бумаги | 2 | 4 | 6 | 6 | |
б) объемные изделия из геометрических форм (упаковочные коробки) | 2 | 3 | 5 | 5 | |
в) объемные игрушки из бумаги | 2 | 5 | 7 | 7 | |
г) объемные рамки | — | — | — | — | |
8 | Бумажные кружева | ||||
а) простые узоры и орнамент | 3 | 3 | 6 | 6 | |
б) вырезные украшения | 3 | 4 | 7 | 7 | |
9 | Изготовление поделок из бумаги и других различных материалов | 2 | 8 | 10 | 10 |
10 | Выставки, экскурсии, праздники | — | 3 | 3 | 3 |
11 | Заключительное занятие | — | 4 | 4 | 4 |
ИТОГО | 30 | 72 | 102 | 102 |
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
на 2022-2023 уч. год.
№ | Наименование и содержание темы | 2-ой год обучения | |||
количество часов | Кол-во занятий | ||||
теор. | практ. | всего | |||
1 | Вводное занятие | 1 | 2 | 3 | 3 |
2 | Из истории бумаги. Виды и свойства бумаги | 1 | 3 | 4 | 4 |
3 | Основные приемы работы с бумагой | 2 | 2 | 4 | 4 |
4 | Окраска и декоративная обработка бумаги. Цветоведение | 2 | 4 | 6 | 6 |
5 | Плоскостные композиции из бумаги: | ||||
а) аппликация | 3 | 14 | 17 | 17 | |
б) художественное вырезание | 2 | 4 | 6 | 6 | |
в) мозаика из бумаги | 3 | 5 | 8 | 8 | |
6 | Оригами | 2 | 4 | 6 | 6 |
7 | Бумагопластика или объемное конструирование: | ||||
а) поделки из полосок бумаги | 2 | 4 | 6 | 6 | |
б) объемные изделия из геометрических форм (упаковочные коробки) | 2 | 3 | 5 | 5 | |
в) объемные игрушки из бумаги и гофрокартона | 2 | 5 | 7 | 7 | |
г) объемные рамки | — | — | — | — | |
8 | Бумажные кружева: | ||||
а) простые узоры и орнамент | 3 | 3 | 6 | 6 | |
б) вырезные украшения | 3 | 4 | 7 | 7 | |
9 | Изготовление поделок из бумаги и других различных материалов | 2 | 8 | 10 | 10 |
10 | Выставки, экскурсии, праздники | — | 3 | 3 | 3 |
11 | Заключительное занятие | — | 4 | 4 | 4 |
ИТОГО | 30 | 72 | 102 | 102 |
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
на 2023-2024 уч. год
№ | Наименование и содержание темы | 3-ий год обучения | |||
количество часов | Кол-во занятий | ||||
теор. | практ. | всего | |||
1 | Вводное занятие | 1 | 2 | 3 | 3 |
2 | Из истории бумаги. Виды и свойства бумаги | 1 | 3 | 4 | 4 |
3 | Основные приемы работы с бумагой | 2 | 2 | 4 | 4 |
4 | Окраска и декоративная обработка бумаги. Цветоведение | 2 | 4 | 6 | 6 |
5 | Плоскостные композиции из бумаги | ||||
а) аппликация | 3 | 14 | 17 | 17 | |
б) художественное вырезание | 2 | 4 | 6 | 6 | |
в) мозаика из бумаги | 3 | 5 | 8 | 8 | |
6 | Оригами | 2 | 4 | 6 | 6 |
7 | Бумагопластика или объемное конструирование | ||||
а) поделки из полоски бумаги | 2 | 4 | 6 | 6 | |
б) объемные изделия из геометрических форм (упаковочные коробки) | 2 | 3 | 5 | 5 | |
в) объемные игрушки из бумаги | 2 | 5 | 7 | 7 | |
г) объемные рамки | — | — | — | — | |
8 | Бумажные кружева | ||||
а) простые узоры и орнамент | 3 | 3 | 6 | 6 | |
б) вырезные украшения | 3 | 4 | 7 | 7 | |
9 | Изготовление поделок из бумаги и других различных материалов | 2 | 8 | 10 | 10 |
10 | Выставки, экскурсии, праздники | — | 3 | 3 | 3 |
11 | Заключительное занятие | — | 4 | 4 | 4 |
ИТОГО | 30 | 72 | 102 | 102 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1 год обучения
Тема №1. Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности (3 часа)
Теория (1ч.)
Ознакомление обучающихся с режимом работы объединения, с содержанием предстоящей работы. Организационные вопросы. Безопасность труда и правила личной гигиены.
Практика (2ч.)
Тесты на выявление неординарности мышления детей.
Формы занятий: урок-экскурсия.
Тема №2. Из истории бумаги .Виды и свойства бумаги. (4ч.)
Краткие сведения из истории возникновения и развития бумажного производства, знакомство с видами бумаги; направлениями бумажной пластики. Демонстрация изделий, выполненных из бумаги и картона. Показ слайдов, видеофильмов: значение изделий из бумаги и картона в быту, в жизни современного человека, в интерьере.
Теория (2ч.)
Практика (2ч.)
Лабораторная работа
Тема № 3. Основные приемы работы с бумагой (4ч)
Знакомство с такими понятиями и операциями как: «складка», «линия сгиба», «перегнуть», «согнуть», «вогнуть», «отрезать», «надрезать», «вставить одну деталь в другую», «оторвать (надорвать)».
Формы занятий: экскурсия, урок-сказка, открытый урок, урок-игра, соревнование, викторина.
Методическое обеспечение: использование объяснительно-иллюстративных, исследовательских и репродуктивных методов и приемов обучения.
Дидактическое обеспечение: образцы изделий, наглядные пособия, слайды, аудио-видео пособия, иллюстрации изделий мастеров, схемы изготовления изделий.
Тема№4. Окраска и декоративная обработка бумаги. Цветоведение. (6ч.)
Теория (2ч)
Виды декорирования. Цветовой круг.
Практика (4ч.)
Окрашивание бумаги различными методами.
Тема №5. Плоскостные композиции из бумаги (17ч)
Примерные темы:
1.Аппликация- 16ч. Аппликация в течение года по всем направлениям бумажной пластики
Знакомство с приемами оформления изделий из бумаги и картона с помощью аппликации
- Художественное вырезание- 4ч.
- Мозаика из бумаги- 4ч.
Тема№6. Оригами
«Оригами» (с японского – сложенная бумага). Древняя японская техника (искусство) складывания бумаги, характерные особенности оригами. История возникновения и развития оригами. Демонстрация изделий, выполненных в технике оригами (неизвестных и всем известных, так как: кораблик, самолетик, лягушка и т.д.).
Демонстрация базовых форм (б\ф) и знакомство с техникой их выполнения и техникой выполнения фигурок, основанных на этих базовых формах. Выполнение фигурок, основанных на этих базовых формах.
Примерный перечень тем:
Вводное занятие: знакомство с искусством оригами и с понятием «Базовые формы (б\ф)»
Б\ф «треугольник»
Б\ф «воздушный змей»
Б\ф «дверь»
Б\ф «блинчик»
Б\ф «двойной треугольник»
Тема №7. Бумагопластика или объемное конструирование (6 часов)
Теория (2ч.)
Знакомство с разделом бумажной пластики и его понятиями: длина, высота, ширина, объем, плоскость. Демонстрация изделий и знакомство с техникой (способом их выполнения).
Практика (4ч.)
Знакомство с новыми операциями: разметка по линейке, умение сравнивать с образцом и т.д. (анализ, синтез). Знакомство с техникой выполнения изделий, основой которых являются геометрические фигуры и тела (цилиндр, параллелепипед). Выполнение правил безопасности труда и личной гигиены.
Примерный перечень тем:
- Вводное занятие: знакомство с инструментами для обработки бумаги. Правила организации рабочего места.
- Соединение деталей из бумаги и картона с помощью клея и др. способами
- Изготовление изделий, основой которых являются геометрические фигуры и тела (конус).
- Разметка заготовки с помощью шаблона.
- Закрепление умений обработки бумаги.
Итоговое занятие: выставка внутри объединения «Бумажная пластика»
Формы занятий: экскурсия, урок-сказка, открытый урок, урок-игра, соревнование, викторина.
Методическое обеспечение: использование объяснительно-иллюстративных, исследовательских и репродуктивных методов и приемов обучения.
Дидактическое обеспечение: образцы изделий, наглядные пособия, слайды, аудио-видео пособия, иллюстрации изделий мастеров, схемы изготовления изделий.
Тема № 8. «Бумажные кружева» (6 часов)
Теория (2ч.)
История техники «Бумажные кружева», ее особенности.
Знакомство с двумя способами изготовления изделий в технике «Бумажные кружева».
Безопасность труда.
Практика (3ч.)
Изготовление простых узоров и орнаментов. Вырезание украшений.
Примерный перечень тем
Вводное занятие: знакомство с историей возникновения техники «Бумажные кружева», с инструментами и материалами необходимыми для выполнения данной техники. Правила организации рабочего места.
Знакомство с техникой изготовления изделий. Изготовление изделий сложной конструкции.
Формы занятий: экскурсия, урок-сказка, открытый урок, урок-игра, соревнование, викторина.
Методическое обеспечение: использование объяснительно-иллюстративных, исследовательских и репродуктивных методов и приемов обучения.
Дидактическое обеспечение: образцы изделий, наглядные пособия, слайды, аудио-видео пособия, иллюстрации изделий мастеров, схемы изготовления изделий.
Тема № 9. Изготовление поделок из бумаги и других различных материалов (10ч.)
Тема № 10. Выставка. Праздник. (3ч)
Итоговое занятие: выставка внутри объединения «Пластика бумаги».
Тема № 11. Заключительное занятие (4ч.)
Содержание второго года обучения
Тема №1. Вводное занятие
Инструктаж по технике безопасности (2 часа)
Теория (1ч.)
Тема №2. Из истории бумаги. Виды и свойства бумаги. (4ч.)
Продолжение знакомства с историей возникновения и развития бумажного производства с видами бумаги; направлениями бумажной пластики. Демонстрация изделий из бумаги и картона, с техникой выполнения которых дети будут знакомиться в течение года. Ознакомление кружковцев с режимом работы кружка. Организационные моменты. Правила техники безопасности.
Практика (3ч.)
Повторение ранее пройденного материала. Самостоятельная работа на «Свободную тему». Устный опрос по правилам техники безопасности.
Формы занятий: урок-экскурсия
Тема №3. Основные приемы работы с бумагой (4ч)
Тема №4. Окраска и декоративная обработка бумаги. Цветоведение (6ч)
Тема №3. Конструирование и моделирование из бумаги и картона (17 часов)
Теория (3ч.)
Знакомство с основами чертежа (линии, размеры), с его элементами и особенностями (фронтальный вид). Планирование и организация рабочего места.
Практика (14ч.)
Основные технологические операции: разметка материалов с помощью шаблонов, линейки и угольника; обработка их различными, ручными инструментами (резание, прокалывание, сгибание, складывание и т.д.). Соединение деталей или сборка различных изделий с помощью клея, ниток, проволоки, винтов, гаек и т.д.
Примерный перечень тем:
Вводное занятие: повторение, обобщение, закрепление знаний, полученных ранее при обработке бумаги и картона.
Разметка с помощью шаблона сложного контура.
Приемы разметки с помощью линейки.
Чертеж. Первоначальное знакомство с особенностями и элементами чертежа.
Соединение деталей из бумаги с помощью ниток и проволоки.
Закрепление знаний и умений обработки бумаги и картона.
Итоговое занятие: выставка внутри объединения «Пластика бумаги», участие в выставках ЦДТ.
Формы занятий: экскурсия, урок-сказка, открытый урок, урок-игра, соревнование, викторина, конкурс, урок-эксперимент.
Методическое обеспечение: использование репродуктивных, частично-творческих и исследовательских методов и приёмов обучения.
Дидактическое обеспечение: образцы изделий, наглядные пособия, слайды, аудио-видео пособия, иллюстрации изделий мастеров, схемы изготовления изделий, индивидуальные карточки, технологические карты.
Тема № 5. Плоскостные композиции из бумаги (17ч)
1.Аппликация- 9ч. Аппликация в течение года по всем направлениям бумажной пластики
Знакомство с приемами оформления изделий из бумаги и картона с помощью аппликации. Использование приемов аппликации по всем разделам
- Художественное вырезание- 6ч.
- Мозаика из бумаги- 8ч.
Тема №6. Оригами (6 часов)
Теория (2ч.)
Продолжение знакомства с историей возникновения и развития древней и японской техники складывания из бумаги – «оригами», с ее характерными особенностями. Знакомство с такими понятиями как: «складка-молния», «тянуть-тащить», «невидимая или воображаемая линия», «равные углы», «вогнутый угол».
Практика (4ч.)
Формирование умений и навыков: деление квадратного и прямоугольного места на равные части (четное и нечетное кол-во частей) двумя способами. Складывание новых базовых форм (усложн). Складывание фигурок, основанных на данных базовых формах. Складывание фигурок, основой которых являются базовые формы. Повторение пройденного материала.
Примерный перечень тем:
Вводное занятие: повторение ранее пройденного материала.
Б\ф «двойной треугольник»
Б\ф «двойной квадрат»
Б\ф «Рыбья складка»
Б\ф «катамаран»
Фигурки оригами, основой которых не являются базовые формы.
Итоговое занятие: выставка внутри объединения «Пластика бумаги», участие в выставках ЦДТ.
Формы занятий: экскурсия, урок-сказка, открытый урок, урок-игра, соревнование, викторина, конкурс, урок-эксперимент.
Методическое обеспечение: использование репродуктивных, частично-творческих и исследовательских методов и приёмов обучения.
Дидактическое обеспечение: образцы изделий, наглядные пособия, слайды, аудио-видео пособия, иллюстрации изделий мастеров, схемы изготовления изделий, индивидуальные карточки, технологические карты.
Тема №7. Бумагопластика или объемное конструирование (18 часов)
Примерный перечень тем:
Поделки из полосок бумаги- 6 ч.
Объемные изделия из геометрических форм- 5ч.
Объемные игрушки из бумаги- 7ч.
Тема № 8. Бумажные кружева (13 часов)
Теория (6ч.)
История техники «Бумажные кружева», ее особенности.
Знакомство с двумя способами изготовления изделий в технике «Бумажные кружева».
Безопасность труда.
Практика (7ч.)
Изготовление простых узоров и орнаментов. Вырезание украшений.
Примерный перечень тем
Вводное занятие: знакомство с историей возникновения техники «Бумажные кружева», с инструментами и материалами необходимыми для выполнения данной техники. Правила организации рабочего места.
Знакомство с техникой изготовления изделий. Изготовление изделий сложной конструкции.
Формы занятий: экскурсия, урок-сказка, открытый урок, урок-игра, соревнование, викторина.
Методическое обеспечение: использование объяснительно-иллюстративных, исследовательских и репродуктивных методов и приемов обучения.
Дидактическое обеспечение: образцы изделий, наглядные пособия, слайды, аудио-видео пособия, иллюстрации изделий мастеров, схемы изготовления изделий.
Тема № 9. Изготовление поделок из бумаги и других различных материалов (10ч.)
Тема № 10. Выставка. Праздник. (3ч)
Итоговое занятие: выставка внутри объединения «Пластика бумаги».
Тема № 11. Заключительное занятие (4ч.)
Содержание третьего года обучения
Тема №1. Вводное занятие- 3ч.
Инструктаж по технике безопасности
Тема №2. Из истории бумага. Виды и свойства бумаги. (4ч.)
Теория (1ч.)
Знакомство с новыми фактами истории возникновения и развития искусств, связанных с использованием бумаги. Примерный перечень изделий и тем, с которыми ребята познакомятся в течение года. Безопасность труда и правила личной гигиены.
Практика (3ч.)
Повторение ранее пройденного материала. Парный устный опрос по правилам техники безопасности. Творческая работа на «Свободную тему».
Формы занятий: урок-экскурсия.
Тема №3. Конструирование и моделирование из бумаги и картона (4 часов)
Теория (2ч.)
Повторение и закрепление знаний детей о «чертеже» и его особенностях. Знакомство с приемами творческой деятельности, технология создания эскиза.
Практика (4ч.)
Планирование, разметка, резание бумаги ножницами, складывание, соединение деталей из бумаги и картона. Коллективное планирование предстоящей работы. Самоконтроль. Планирование и организация рабочего места. Обозначение линий сгиба на развертках, контроль деталей (изделий) с помощью линейки. Самостоятельное создание эскизов, выполнение творческих работ.
Примерный перечень тем
Вводное занятие: продолжение знакомства с «чертежом» и линиями чертежа.
Изготовление изделий, основой которых являются геометрические фигуры и тела (цилиндр, конус, параллелепипед и т.д.).
Закрепление, обобщение и повторение знаний и умений обработки бумаги и картона, приобретенных детьми раннее.
Разметка с помощью шаблона сложного контура с внутренними углами.
Создание творческих проектов и требования к ним.
Итоговое занятие: выставка внутри объединения «Пластика бумаги», участие в выставках ЦДТ, города, округа, региона.
Формы занятий: экскурсия, открытый урок, урок-игра, соревнование, викторина, конкурс, урок-эксперимент, ролевая игра.
Методическое обеспечение: использование творческих и исследовательских методов и приемов обучения.
Дидактическое обеспечение: образцы изделий, наглядные пособия, слайды, аудио-видео пособия, иллюстрации изделий мастеров, схемы изготовления изделий, индивидуальные карточки, технологические карты.
Тема № 4. Окраска и декоративная обработка бумаги. Цветоведение (6ч)
Тема №3. Конструирование и моделирование из бумаги и картона (6 часов)
Теория (2ч.)
Знакомство с основами чертежа (линии, размеры), с его элементами и особенностями (фронтальный вид). Планирование и организация рабочего места.
Практика (4ч.)
Основные технологические операции: разметка материалов с помощью шаблонов, линейки и угольника; обработка их различными, ручными инструментами (резание, прокалывание, сгибание, складывание и т.д.). Соединение деталей или сборка различных изделий с помощью клея, ниток, проволоки, винтов, гаек и т.д.
Примерный перечень тем:
Вводное занятие: повторение, обобщение, закрепление знаний, полученных ранее при обработке бумаги и картона.
Разметка с помощью шаблона сложного контура.
Приемы разметки с помощью линейки.
Чертеж. Первоначальное знакомство с особенностями и элементами чертежа.
Соединение деталей из бумаги с помощью ниток и проволоки.
Закрепление знаний и умений обработки бумаги и картона.
Итоговое занятие: выставка внутри объединения «Бумажная пластика», участие в выставках.
Формы занятий: экскурсия, урок-сказка, открытый урок, урок-игра, соревнование, викторина, конкурс, урок-эксперимент.
Методическое обеспечение: использование репродуктивных, частично-творческих и исследовательских методов и приёмов обучения.
Дидактическое обеспечение: образцы изделий, наглядные пособия, слайды, аудио-видео пособия, иллюстрации изделий мастеров, схемы изготовления изделий, индивидуальные карточки, технологические карты.
Тема № 5. Плоскостные композиции из бумаги (37ч)
1.Аппликация- 9ч. Аппликация в течение года по всем направлениям бумажной пластики
Знакомство с приемами оформления изделий из бумаги и картона с помощью аппликации. Использование приемов аппликации по всем разделам
- Художественное вырезание- 6ч.
- Мозаика из бумаги- 8ч.
Итоговое занятие: выставка внутри объединения «Пластика бумаги», участие в выставках ЦДТ, города, округа региона.
Формы занятий: экскурсия, урок-сказка, открытый урок, урок-игра, соревнование, викторина, конкурс, урок-эксперимент, ролевая игра.
Методическое обеспечение: использование творческих и исследовательских методов и приемов обучения.
Дидактическое обеспечение: образцы изделий, наглядные пособия, слайды, аудио, видео пособия, иллюстрации изделий мастеров, схемы изготовления изделий, индивидуальные карточки, технологические карты.
Теория (8ч.)
Понятие «Композиция», требования к её построению.
Композиционное равновесие.
Практика (23ч.)
Использование приемов аппликации по всем разделам.
Тема №6. Оригами (6 часов)
Теория (2ч.)
Знакомство с новыми фактами из истории возникновения и развития Оригами. Знакомство с такими понятиями как: «линия сгиба долиной», «линия сгиба горкой», «двойная складка». Знакомство с такими понятиями как: «рыбья складка», «лягушачья складка», с техникой их выполнения.
Практика (4ч.)
Знакомство с техникой выполнения фигурок, основанных на этих базовых формах и изделий, основой которых не являются базовые формы. Повторение раннее пройденного материала. Создание собственных моделей фигурок с использованием знакомых базовых форм и самостоятельное их украшение.
Примерный перечень тем
Вводное занятие: повторение ранее пройденного материала.
Б\ф «катамаран»
Б\ф «птичья складка»
Б\ф «лягушачья складка»
Фигурки оригами, основами которых являются различные геометрические фигуры.
Фигурки оригами, основой которых не являются базовые формы.
Итоговое занятие: выставка внутри объединения «Пластика бумаги», участие в выставках ЦДТ, города, округа, региона.
Формы занятий: экскурсия, урок-сказка, открытый урок, урок-игра, соревнование, викторина, конкурс, урок-эксперимент, ролевая игра.
Методическое обеспечение: использование творческих и исследовательских методов и приемов обучения.
Дидактическое обеспечение: образцы изделий, наглядные пособия, слайды, аудио-видео пособия, иллюстрации изделий мастеров, схемы изготовления изделий, индивидуальные карточки, технологические карты.
Тема №7. Бумагопластика или объемное конструирование (18 часов)
Примерный перечень тем:
Поделки из полосок бумаги- 6 ч.
Объемные изделия из геометрических форм- 5ч.
Объемные игрушки из бумаги- 7ч.
Тема № 8. Бумажные кружева (13 часов)
Теория (6ч.)
История техники «Бумажные кружева», ее особенности.
Знакомство с двумя способами изготовления изделий в технике «Бумажные кружева».
Безопасность труда.
Практика (7ч.)
Изготовление простых узоров и орнаментов. Вырезание украшений.
Примерный перечень тем
Вводное занятие: знакомство с историей возникновения техники «Бумажные кружева», с инструментами и материалами необходимыми для выполнения данной техники. Правила организации рабочего места.
Знакомство с техникой изготовления изделий. Изготовление изделий сложной конструкции.
Формы занятий: экскурсия, урок-сказка, открытый урок, урок-игра, соревнование, викторина.
Методическое обеспечение: использование объяснительно-иллюстративных, исследовательских и репродуктивных методов и приемов обучения.
Дидактическое обеспечение: образцы изделий, наглядные пособия, слайды, аудио-видео пособия, иллюстрации изделий мастеров, схемы изготовления изделий.
Тема № 9. Изготовление поделок из бумаги и других различных материалов (10ч.)
Тема № 10. Выставка. Праздник. (3ч)
Итоговое занятие: выставка внутри объединения «Пластика бумаги».
Тема № 11. Заключительное занятие (4ч.)
Приложение
ПЕРЕЧЕНЬ ОСНОВНЫХ ПОНЯТИЙ
1 год обучения
Рабочее место, материал, инструмент.
Композиция, план.
Полотна, ножницы, шаблон, угольник.
Плоскость, фигура, складка, базовая форма, квадрат, сторона, угол, вершина, диагональ, центр.
Разметка, складывание, сгибание, надрезание, прорезание.
Аппликация, складывание, оригами, конструирование и моделирование из бумаги и картона.
2 год обучения
Шкала, линейка, длина, ширина, овал, высота.
Сектор, дуга, развертка, чертеж, размер, линия.
Схема, таблица.
3 год обучения
Цилиндр, конус, параллелепипед. Чертеж, выносные, линии, размерные линии, основная (сплошная, толстая) линия, сплошная тонкая линия, штрих пунктирная линия, пунктирная линия и другие линии чертежа.
ЛИТЕРАТУРА:
- Джун Джексон. Поделки из бумаги. — «Росмэн», Москва 1996г.
- Н.В.Калмыкова, И.А.Максимова. Макетиров-е из бумаги и картона. «Универ.», Москва 2000
- В.Н.Полунина. Искусство и дети. — «Просвещение», Москва 1982г.
- А.П.Врона, Е.Г.Лапина, В.Н.Пузанов. Макетные материалы и их применение. Бумага. Подготовительные и вспомогательные работы.- «Техническая эстетика», 1985г., N4
- В.В. Выгонов Практикум по трудовому обучению, «Академа», М., 1999.
- Н.Г. Мейстер Бумажная пластика, «Астрель», М., 2001.
- Н.Г. МейстерЛепим из бумаги, «Академия, Ко», Ярославль, 2002.
- Ю.Г.Дорожин Простые узоры и орнаменты, «Мозаика-синтез», М, 1999.
- Н. Докучаева Мастерим бумажный мир, «Диамант», СПб, 1997.